Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации устанавливают основные положения и порядок работы железных дорог и работников железнодорожного транспорта, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава и требования, предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы сигнализации.

Статистика

Пользователей : 1
Статей : 208
Просмотрено статей : 226520
Инструктивные указания по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками — 7. Возможные неисправности подшипников, корпусов букс, осей и условия их дальнейшегоиспользования

7. Возможные неисправности подшипников, корпусов букс, осей и условия их дальнейшегоиспользования

Таблица 9

Виды возможных неисправностей, повреждений или отступлений _______от норм_______  Условия дальнейшего использования 

7.1 Роликовый подшипник 

7.1.1 Подшипник в собранном виде Радиальный зазор меньше или больше установленной нор­мы (п. 6.2.). Осевой зазор меньше установ­ленной нормы (п. 6.2.5.). Наличие повреждений, пере­численных ниже, в деталях под­шипников.

 

Необходимо перекомплектовать подшип­ник с заменой наружного кольца. Подшипник используют после зачистки торцевой поверхности нерабочего (марки­рованного) борта у наружных колец на значение до 0.03 мм. Зачистку производят шлифовальной шкуркой №10 на тканевой основе, а затем №6 с маслом или притир­кой пастой ГОИ. Допускается перекомп­лектовать подшипник с заменой наружно­го кольца или роликов. Замена негодных деталей или устранение дефектов зачисткой с полной (при необхо­димости) разборкой и перекомплектовкой подшипника.

7.1.2 Наружное и внутреннее кольца Трещины (рис. 31), разрывы 5 (рис.31), отколы 6. Раковины и шелушение (уста-лостные повреждения) на до­рожках качения цилиндричес­кого (рис. 32, 33) подшипника. Шелушение дорожек качения внутреннего кольца(рис.33). Рифление дорожки качения наружного кольца подшипника (рис. 34). Коррозионные пятна на дорож­ках качения по шагу ролика (рис.35)._____________ 82

  Кольца бракуют Тоже Кольца бракуют Кольца используют с установкой рифле­ной поверхностью в нерабочую зону при длине рифленого участка не более полови­ны длины дорожки качения. Кольца бракуют.

 

Рис. 31. Трещина наружного кольца Рис. 32. Раковины на дорожке качения наружного кольца и ролика

 

1

2

Поверхностная и точечная кор­розия на дорожках качения. Задиры и заусенцы фасок бортов наружных и внутренних колец.

Кольца используют после зачистки пора­женных коррозией поверхностей шлифо­вальной шкуркой №6 с маслом. Кольца используют после зачистки фасок. Зачистку производят на приспособлении или шлифовальной шкуркой №10, а затем №6 с маслом.

Коррозионные раковины на

Кольца бракуют.

дорожках качения в виде точек.

Коррозионные повреждения на посадочных поверхностях.

Кольца используют со следами коррози­онных повреждений после зачистки шкур­кой №6 с маслом.

Потемнение поверхности каче­

Тоже.

ния от серого до черного цвета.

Намины и мелкие риски на до­

Кольца допускаются к дальнейшему ис­

рожке качения.

пользованию.

Следы перегрева (цвета побе­жалости).

Кольца бракуют (кроме колец, имеющих соломенный цвет).

Кольцевые риски, задиры, вмя­тины и забоины на нерабочих

Кольца используют после зачистки и сглаживания выступающих краев.

поверхностях.

Монтажные забоины и задиры

Кольца бракуют.

на поверхностях качения.

Отсутствие фасок на кром­ках бортов наружных колец

Тоже.

Надиры типа "елочка" на бор­тах наружных колец, внутрен­них колец,плоских упорных колец

Кольца используют со следами от нади­ров после обработки бортов на приспособ­лении шлифовальной шкуркой №6 с мас­лом или притиркой пастой ГОИ. Допуска­ется снимать слой по каждому борту тол­щиной не более 0,05 мм. Снятие слоя кон­

тролируют щупом между торцом одно„о из роликов и бортами колец.

Повреждения электрическим током дорожек качения.

Кольца бракуют.

7.1.3 Ролики

Трещины, отколы, ползуны (рис.36).

Ролики бракуют.

1

2

Поверхностная и точечная кор­розия на дорожках качения. Задиры и заусенцы фасок бортов наружных и внутренних колец.

Кольца используют после зачистки пора­женных коррозией поверхностей шлифо­вальной шкуркой №6 с маслом. Кольца используют после зачистки фасок. Зачистку производят на приспособлении или шлифовальной шкуркой №10, а затем №6 с маслом.

Коррозионные раковины на

Кольца бракуют.

дорожках качения в виде точек.

Коррозионные повреждения на посадочных поверхностях.

Кольца используют со следами коррози­онных повреждений после зачистки шкур­кой №6 с маслом.

Потемнение поверхности каче­

Тоже.

ния от серого до черного цвета.

Намины и мелкие риски на до­

Кольца допускаются к дальнейшему ис­

рожке качения.

пользованию.

Следы перегрева (цвета побе­жалости).

Кольца бракуют (кроме колец, имеющих соломенный цвет).

Кольцевые риски, задиры, вмя­тины и забоины на нерабочих

Кольца используют после зачистки и сглаживания выступающих краев.

поверхностях.

Монтажные забоины и задиры

Кольца бракуют.

на поверхностях качения.

Отсутствие фасок на кром­ках бортов наружных колец

Тоже.

Надиры типа "елочка" на бор­тах наружных колец, внутрен­них колец,плоских упорных колец

Кольца используют со следами от нади­ров после обработки бортов на приспособ­лении шлифовальной шкуркой №6 с мас­лом или притиркой пастой ГОИ. Допуска­ется снимать слой по каждому борту тол­щиной не более 0,05 мм. Снятие слоя кон­

тролируют щупом между торцом одно„о из роликов и бортами колец.

Повреждения электрическим током дорожек качения.

Кольца бракуют.

7.1.3 Ролики

Трещины, отколы, ползуны (рис.36).

Ролики бракуют.

Рис. 33. Шелушение дорожки качения внутреннего кольца Рис. 34. Рифление дорожки качения наружного кольца подшипника Рис. 35. Коррозионные пятна (раковины) на дорожке качения кольца |

 

Ролики используют. Тоже. Ролики бракуют.

  Вмятины на поверхности каче­ния. Кольцевой след без разруше­ния поверхности металла. Коррозионные раковины на поверхности качения._____

 

Потемнение поверхности каче­ния от серого до черного цвета. Коррозия пятнами. Раковины на поверхности ка­чения цилиндрического ролика (рис. 32). Точечная коррозия на нерабо­чих поверхностях (торцы, ско­сы). Повреждения торцов цилинд­рических роликов - надиры ти­па "елочка"(рис.37). Точки в результате поврежде-ния электрическим током.

 

Ролики используют. Ролики бракуют. Тоже. Ролики используют. Ролики используют со следами от надиров после обработки на приспособлении, име­ющем вертикальное перемещение ручки, шлифовальной шкуркой №6 с маслом. Снимать допускается с каждой стороны ролика слой толщиной не более 0,005 мм. Толщину снятого слоя проверяют по вы­соте ролика на приборе В901 (408М). Ролики бракуют.

 

 

7.1.4 Сепараторы Повреждение "чеканки" у ла­тунного и полиамидного сепа­раторов цилиндрического под­шипника, приводящее к выпа-данию роликов. Износ латунного сепаратора по внутреннему диамет­ру и центрирующей поверхно­сти (наружному диаметру) в месте контакта с бортами на­ружных колец.

 

Сепараторы используют после восстано­вления "чеканки". Сепаратор с износом более 0,1 мм браку­ется. Износ определяется по величине сту­пеньки, образовавшейся по отношению к поверхностям перемычек, и определяется щупом, который вводится в зазор между наружной поверхностью и лекальной ли­нейкой, приложенной к поверхности одной из перемычек._____ ___   ___

 

 

7.2 Корпус буксы


Продольные задиры или риски на посадочной цилиндрической части.

  Корпуса используют после зачистки кро­мок, задиров или рисок.

 

86

 

Рис. 36. Ролики с отколами и ползунами а) отколы; б) ползуны (лыски). Рис. 37. Повреждение торцов цилиндрических роликов

 

1

2

Местная выработка на цилин­

Корпуса с выработкой, превышающей

дрической посадочной поверх­

норму на овальность, ремонтируют.

ности от проворачивания на­

ружных колец.

Коррозия на внутренней ци­

Корпуса используют со следами коррозии

линдрической части.

после зачистки.

Местная выработка стенок от­

Корпуса используют.

верстия под шпинтон в корпусе

буксы.

Ослабление посадки отъемно­

Корпус ремонтируют.

го лабиринта и его поврежде­

ние.

Ржавчина, заусенцы, забоины

Корпуса используют после зачистки ла­

на лабиринтных проточках.

биринтных проточек.

Сквозные отверстия и повреж­

Корпуса ремонтируют.

денная резьба под термодатчик

и оставшиеся в буксе обор­

ванные болты М20 крепитель­

ной крышки

7.3 Ось колесной пары

7.3.1 Шейки осей

Тупые забоины и вмятины глу­

Допускается без исправления. Выступаю­

биной не более 1,5 мм и пло­

щие края зачищают заподлицо с поверх­

щадью до 50 мм2 на расстоянии

ностью шлифовальной шкуркой №6 с мас­

не ближе 50 мм от торца пред-

лом вдоль шейки оси.

подступичной части.

Поперечные риски глубиной и

Допускаются без устранения. Выступаю­

шириной не более 0,5 мм при

щие края задиров должны быть зачищены

расположении их не ближе

так, как указано выше.

80 мм от торца предподступич-

ной части.

Риски продольные глубиной не

Допускаются без устранения. Острые рис­

более 1 мм при расположении

ки должны быть сглажены.

их не ближе 50 мм от торца

предподступичной части.

Коррозия.

Используют со следами коррозионных

повреждений после зачистки шлифоваль­

ной шкуркой №6 с маслом.

7.3.2 Предподступичные части

Забоины и вмятины глубиной

Допускаются без устранения с зачисткой

до 2 мм.

краев, так же, как указано выше.

88

 

Продольные задиры глубиной до 2 мм. Продольные риски глубиной до 2 мм. Коррозия.

 

Допускаются без устранения с зачисткой краев, так же, как указано выше. Допускаются без устранения. Острые риски должны быть сглажены. Используют со следами коррозионных повреждений после зачистки шлифоваль-ной шкуркой №6 с маслом.   ____

Примечание к п. 7.3: Детальный перечень неисправностей осей и условия их дальнейшего использования указаны в "Инструкции по осмотру, освиде­тельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар".

8. РЕМОНТ РОЛИКОВЫХ ПОДШИПНИКОВ 8.1. Общие требования 8.1.1. Ремонт роликовых подшипников производят на вагоно­ремонтных предприятиях, имеющих цехи роликовых под­шипников и соответствующее удостоверение на право полной ревизии букс с роликовыми подшипниками и ре­монт подшипников. 8.1.2. При ремонте подшипников забракованные детали (наружные и внутренние кольца, сепараторы и ролики) заменяют новыми или годными из числа бывших в эксплуатации, удовлетворяющих требованиям, изложенным в п. 7.1. В металлолом разрешается сдавать кольца, ролики, сепараторы, забракованные в соответст­вии с требованиями п. 7.1., после составления акта ко­миссией, назначаемой руководителем предприятия из числа специалистов и утверждения акта главным инженером или заместителем руководителя предпри­ятия. 8.1.3. Предназначенные для ремонта подшипники промывают и осматривают для определения ремонта. Ремонт подшип­ников делится на два вида: первый - без переборки роли­ков, второй - с переборкой (измерением и подборкой ро­ликов по диаметру и длине). 8.2.  Ремонт цилиндрических роликоподшипников Первый вид ремонта 8.2.1. Подшипники ремонтируют без переборки роликов (без измерения роликов по диаметру и по длине) при замене и расточке сепаратора, зачистке (шлифовке) бортов колец, замене наружного или внутреннего колец, зачистке (шлифовке) дорожек качения колец. На ремонтных заводах кольца подвергают магнитному контролю. Аналогичный контроль производят и в депо по мере поступления дефектоскопных установок. При сборке подшипника необходимо руководствоваться условиями, предусмотренными в п. 5.2.2.2. Второй вид ремонта 8.2.2. Ремонт подшипников с переборкой роликов (с измерени­ем роликов по диаметру и длине) производят при замене роликов (независимо от количества сменяемых роликов), выпадении отдельных роликов из гнезд сепаратора вследствие повреждения чеканки, зачистке (шлифовке) образующих роликов и торцов роликов. При ремонте на заводах производят магнитный и вихретоковый контроль колец и роликов с последующим размагничиванием. Аналогичный контроль производят и в депо по мере поступления дефектоскопных установок. Латунные сепараторы дефектоскопируют на установках ВД-11НФИВД-18НФ.

 

Рис. 38. Разборка блока цилиндрического подшипника а) выдвигание роликов; б) снятие наружного кольца; в) удаление роликов из гнезд сепараторов.

8.2.3. При втором виде ремонта подшипник полностью разби­рают. Чтобы разобрать подшипники, у которых расчекан­ка сепараторов произведена по перемычкам и наружные кольца скомплектованы вместе с роликами, например, у подшипников 42726 и 232726, надо ролики выдвинуть из бортов наружного кольца внутрь подшипника (рис. 38 а) и, сняв наружное кольцо (рис. 38 б), вынуть ролики из гнезд сепараторов (рис. 38 в). При выпадении отдельных роликов из гнезд сепаратора проверяют диаметр и длину всех роликов, как это указа­но в п. 8.2.7., и подшипник вновь собирают. При этом раз­ность диаметров роликов в подшипнике должна быть не более 5 мкм, а разность длин роликов - не более 12 мкм. 8.2.4. После разборки все детали осматривают. Особое внима­ние обращают на состояние сепараторов - на наличие тре­щин в зоне перехода перемычек к основаниям. При необхо­димости ролики и кольца шлифуют. Полиамидные сепара­торы подвергаются растяжению на специальных установ­ках. У цилиндрических подшипников типа 42726 и 232726, не имеющих на торце роликов и сепаратора условного обо­значения, необходимо наносить на одном из торцов сепа­ратора со стороны маркировки букву «Ж», а один из торцов роликов условно обозначать знаком «+», который ставят в лунке или в центре торца. Причем ролики, имеющие на тор­це лунку, маркируют механическим путем с помощью соот­ветствующего приспособления. У роликов с плоскими тор­цами маркировку наносят с помощью кислоты, медного ку­пороса или электрографом. Запрещается наносить знак «+» на рабочую часть торца ролика. Этот знак должен быть нанесен только в середине торца ролика. 8.2.5. Годные для комплектования подшипников ролики со ско­сами сортируют (измеряют) по диаметрам в трех сечениях - в середине и по краям цилиндрической части вблизи ско­сов на приборах В901 (408М) или РМ101 с измерительной головкой или двухмикронным миниметром (рис.39). При этом непостоянство диаметра, а также разность диа­метров по краям цилиндрической части, конусность и выпуклость в среднем сечении ролика не должны превы­шать 5 мкм. Ролики с рациональным контактом (бомбинированные, см. п.2.1.1.) сортируют только по среднему диаметру на приборе Д312-2М (рис.40). Для этого ножку измеритель­ной головки необходимо расположить на высоте 26 мм, равной половине длины ролика. Для определения формы образующей, ролик необходимо предварительно заме­рить в трех сечениях на приборе В901. Бомбинированный ролик имеет разность диаметров не менее 20 мкм (рис.2) и не более 28 мкм. Измерение роликов по длине и диа­метру может производиться на электронно-механиче­ских приборах, утвержденных МПС в установленном по­рядке. 8.2.6. Измерение роликов после зачистки произ­водят не ранее, чем через один час. Рис. 39. Прибор В901 (408) 1 - винт крепления миниметра; 2 - кронштейн; 3 - винт; 4 - гайка настройки прибора; 5- колонка (штатив); 6 - стол; 7 - станина.


Рис. 40. ПриборД312 1 - кронштейн для миниметра; 2 - гайка для настройки миниметра; 3 - рифленая головка; 4 - плита-стол; 5 - станина; 6 - нижний упор; 7 - контролируемый ролик. Рис. 41. Проверка длины ролика

 

8.2.7. Устанавливается следующий порядок сортировки роли­ков: а) по среднему сечению одного из роликов, принятому за эталон для данной группы роликов, настраивают прибор на нулевое положение измерительной головки; б) остальные ролики измеряют и сортируют на группы по среднему сечению в пределах 5 мкм. При комплектовании подшипников ролики в одном под­шипнике должны быть одной группы по диаметру. Затем ролики на том же приборе В901 проверяют по длине (рис.41), при этом ролик располагают маркированным торцом непосредственно под измерительную ножку го­ловки на расстоянии 3-3,5 мм от образующей, для чего на стойке прибора необходимо установить боковой фикса­тор, определяющий положение ролика. Маркированные торцы - это торцы, имеющие обозначения знаком«+», или с меньшей по диаметру выточкой, или с выточкой сфери­ческой формы, или торцы роликов, имеющие засверловку диаметром 5 мм и глубиной 1 мм. Проворачивая ролик во­круг оси, определяют его максимальную длину. 8.2.8. Запрещается комплектовать цилиндрический подшипник 2726 с разными по форме роликами. 8.2.9. Сепараторы, применяемые при ремонте подшипника, должны иметь гладкую поверхность без срезов, отколов, трещин и повреждения чеканки. Обточка сепараторов по наружному диаметру категори­чески запрещается. При комплектовании подшипников необходимо следить за тем, чтобы маркировка на сепараторе (товарный знак завода-изготовителя и условное обозначение года выпу­ска или буквы «Ж»), торцы роликов, имеющие различные отличительные признаки, были обращены в ту же сторо­ну, что и маркировка на наружном кольце. 8.3.   Контроль и учет отремонтированных подшипников 8.3.1. Отремонтированные подшипники осматривают и прове­ряют по радиальному зазору: среднее арифметическое значение радиального зазора должно быть 0,09-0,20 мм. Разность крайних значений радиального зазора при трех измерениях щупом не должна превышать 20 мкм у цилин­дрического подшипника. 8.3.2. На отремонтированные подшипники наносят следующую надпись: на наружном кольце подшипника после номера ставят букву Р! или РИ в зависимости от вида ремонта (месяц римскими цифрами и две последние цифры года) и условный номер вагоноремонтного предприятия, про­изводившего ремонт. Надпись на кольцах производят электрографом при ра­зобранном подшипнике или кислотой в собранном под­шипнике. Состав кислоты: висмут азотнокислый 5 г, ни­кель азотнокислый 95 г, азотная кислота 370 см3, вода 630 см3. Через 3-5 мин. после нанесения надписи для нейтра­лизации кислоты место надписи протирают мыльной пе­ной или любым машинным маслом. Вагоноремонтное предприятие, производящее ремонт подшипников, учи­тывает их в журнале формы ВУ-93. Отремонтированные подшипники, которые после ремонта не сразу устанавли­вают в буксы колесных пар, подлежат консервации.